Система управления потоками пациентов

  • 1.1. Ядро СУПП

    Автоматизации в рамках Общегородского информационного сервиса Системы управления потоками пациентов (далее — СУПП) ЕМИАС подлежат следующие процессы, реализуемые соответствующими подсистемами:
    • прикрепление обслуживаемых граждан к МО (Медицинской организации);
    • учет и управление планированием и использованием ресурсов МО;
    • управление общегородскими очередями и потоками пациентов в МО города Москвы;
    • планирование и проведение профилактических осмотров и диспансеризации населения;
    • управление маршрутами движения пациентов;
    • вызов врача на дом.
  • 1.2 Подсистема управления ресурсами МО (Медицинской организации)

    Подсистема обеспечивает ведение перечня ресурсов МО, доступных для записи. Подсистема обеспечивает для каждого доступного ресурса установку времени работы (времени доступности доступного ресурса). Подсистема обеспечивает реализацию следующих возможностей:
    • предоставление перечня ресурсов;
    • передача информации о ресурсе;
    • добавление ресурса;
    • удаление ресурса;
    • изменение атрибутов ресурса.
  • 1.3 Подсистема управления расписанием

    Подсистема обеспечивает реализацию следующих возможностей:
    • установка квот времени работы отдельного ресурса в рамках времени доступности ресурса;
    • ведение и использование справочника видов квот;
    • определение норм использования различных видов квот использования ресурсов в течение определенных периодов времени (дня, недели, месяца, года). Доступ к функции нормирования квот должен определяться ролью пользователя в Системе;
    • полное копирование квот из предыдущего периода планирования (месяца, квартала).
  • 1.4 Подсистема прикрепления пациентов

    Подсистема обеспечивает ведение информации о прикреплении (смене прикрепления) пациентов к МО. Подсистема обеспечивает реализацию следующих возможностей:
    • формирование заявления на прикрепление к МО;
    • реализация процедуры рассмотрения и принятия решения по заявлению пациента на прикрепление к МО;
    • контроль соблюдения сроков рассмотрения заявления и принятия решения о прикреплении;
    • изменение прикрепления пациента к МО по инициативе МО;
    • для каждого МО описание участка обслуживания МО, т.е. ведение перечня адресов, обслуживаемых данным МО;
    • для каждого МО ведение перечня участков, обслуживаемых участковыми врачами;
    • учет информации о прикреплении пациентов к МО, к участкам МО.
  • 1.5 Подсистема управления записью

    Подсистема обеспечивает запись пациентов на прием в рамках доступных для записи квот, а также отмену записи. Подсистема обеспечивает следующие возможности:
    • выполнение единичной самозаписи на прием и отмену записи;
    • возможность записи на прием пациентов, не застрахованных в московских СМО;
    • для каждой роли пользователей установка ограничений по окну записи на прием, т.е. по диапазону времени, в рамках которого возможна запись;
    • учет фактов приема врачом записанных пациентов;
    • вызов сервисов оповещения пациентов по электронной почте и через SMS о фактах замены врачей, отмены приема у врачей, отмены диагностических исследований и т.д.;
    • направление пациента в другие МО в соответствии с установленными маршрутами движения пациентов между МО;
    • возможность по результатам приема записывать пациента на повторный прием, прием к специалисту, диагностические исследования.
  • 1.6. Подсистема общегородских очередей

    Подсистема обеспечивает ведение листов ожидания на использование редких, высокотехнологичных, дорогостоящих ресурсов МО, находящихся в общегородском доступе (аппараты МРТ, КТ, и т.п.). В рамках подсистемы обеспечиваются следующие возможности:
    • запись пациентов в лист ожидания;
    • в процессе наполнения листа ожидания перемещение уполномоченным лицом (представитель окружного управления здравоохранения или главный врач (КДЦ)) заявок из листа ожидания в конкретные временные интервалы ресурсов МО с учетом загруженности оборудования, причин и приоритетности приема, используя функции подсистемы записи на прием.
  • 1.7 Подсистема управления маршрутами движения пациентов

    Подсистема обеспечивает возможность направления пациента в МО в соответствии с установленными маршрутами движения между МО. Подсистема обеспечивает следующие возможности:
    • управление маршрутами движения пациентов между МО;
    • сегментация МО;
    • установка маршрутов движения пациентов — доступна только определенным ролям пользователей.
  • 1.8 Листы нетрудоспособности.

  • 1.9 Лояльность пациентов.

Система персонифицированного учета (СПУ)

  • Персонифицированный учёт оказанной медицинской помощи осуществляется в рамках систем страхования граждан (ОМС, ДМС), а также в рамках прямых договоров медицинских организаций с учреждениями, организациями, гражданами, в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), за счет государственного и местного бюджетов и при оказании медицинских услуг за наличный расчет. Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Условия ОМС предусматривают использование медицинскими организациями стандартов оказания медицинской помощи. Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Кроме того, гражданин может заключить с поликлиникой прямой договор, аналогичный полису ДМС, ― с фиксированной стоимостью и определенной медицинской программой. Обслуживание по программе производится без ограничений, все дополнительные услуги оплачиваются через кассу. Длительность такой программы ― один год, и неиспользованные суммы на следующий год не переходят. Учет оказанной медицинской помощи (медицинских услуг) может осуществляться как по законченным случаям оказания медицинской помощи, так и по выполнении отдельных медицинских мероприятий. Автоматизированы процессы ведения реестра оказанных услуг, включая:
    • Определение страховой принадлежности пациентов;
    • Запросы авторизации услуг у источников оплаты медицинской помощи и регистрацию результатов запросов;
    • Учёт оказанных услуг по случаям оказания медицинской помощи и источникам оплаты;
    • Формирование правил формато-логического и медико-экономического контроля учитываемых услуг.
    Основными потребителями консолидированной в Системе персонифицированного учета ЕМИАС (далее — СПУ) информации являются:
    • Органы управления здравоохранением города Москвы;
    • Московский городской фонд ОМС;
    • Медицинские организации (МО) системы здравоохранения города Москвы;
    • Страховые медицинские организации, взаимодействующие с МО в рамках ОМС и ДМС;
    • Жители города Москвы и иногородние граждане, обращающиеся за медицинской помощью в городские медицинские организации.

Централизованный лабораторный сервис

  • В настоящее время лабораторные исследования в городе Москве выполняются в клинико-диагностических лабораториях, функционирующих в (далее КДЛ), и в окружных централизованных клинико-диагностических лабораториях (ЦКДЛ). КДЛ выполняют лабораторные исследования, не требующие сложного, высокопроизводительного оборудования и специально обученного персонала. Окружные ЦКДЛ организуются по указанию Департамента здравоохранения города Москвы для выполнения централизованных лабораторных исследований, требующих дорогостоящего высокопроизводительного оборудования и специально обученного персонала, и выполняют исследования для всех прикрепленных к ним МО округа. Централизовано выполняется полная номенклатура доступных в рамках программы ОМС лабораторных исследований, в том числе гематологические, биохимические, иммунологические, коагулологические и общеклинические исследования. При этом удельная стоимость однотипных исследований, выполняющихся на базе ЦКДЛ в общем случае существенно меньше стоимости таких исследований, выполняющихся на базе КДЛ, за счет использования «потоковых» методов и более технологичного оборудования. Взятие биоматериала для проведения централизованных лабораторных исследований производится в процедурных кабинетах и специализированных подразделениях МО. Биопробы доставляются в окружные ЦКДЛ в день взятия биоматериала. Централизованный лабораторный сервис ЕМИАС (далее — ЦЛС) автоматизирует следующие процессы:
    • формирование направления на лабораторные исследования;
    • оптимизация потоков пациентов в процедурные кабинеты для взятия биологического материала;
    • управление маршрутизацией заказов на предоставление КДЛ/ЦКДЛ услуг по выполнению лабораторных исследований;
    • получение и накопление результатов проведенных лабораторных исследований и предоставление к ним доступа заинтересованным лицам.

Лекарственное обеспечение

  • Обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и лечебным питанием (далее — «Льготное лекарственное обеспечение», ЛЛО) бесплатно или со скидкой от стоимости при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, а также законодательством города Москвы. Объем этого обеспечения зависит от социальной категории, к которой принадлежит гражданин, либо от поставленного ему диагноза. В части обеспечения процессов ЛЛО (льготного лекарственного обеспечения) в ЕМИАС создан Регистр лиц, обладающих правом на получение льготного лекарственного обеспечения (Регистр ЛЛО). В нем в электронной форме учитываются сведения о гражданах, которые имеют право на получение лекарственных препаратов в городе Москве бесплатно или с 50-% скидкой в соответствии с его категорией льготности. Предоставление любого льготного лекарственного обеспечения осуществляется при наличии сведений о гражданине в Регистре ЛЛО. Регистр лиц, обладающих правом на получение льготного лекарственного обеспечения, используется для контроля правильности выписки и обслуживания льготных рецептов, а также для прогнозирования потребности в лекарственных средствах. Данные о выписанных рецептах и отпущенных лекарственных препаратах фиксируются в Реестре рецептов ЕМИАС. Работа с данными Регистра ЛЛО и Реестра льготных рецептов осуществляется при помощи сервисов лекарственного обеспечения (ЛО) ЕМИАС, используемых различными пользователями - врачами, регистраторами, администраторами, фармацевтами.
  • Выписка рецептов может осуществляться двумя способами:
    • в электронной форме, с немедленной регистрацией выписки в ЕМИАС;
    • на типографских бланках, при отсутствии доступа к сервисам ЕМИАС (при вызове врача на дом, авариях на каналах связи и т.п.), при выписке наркотических и сильнодействующих лекарственных препаратов, а также по решению врачебной комиссии.
    При выписке рецепта на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой 50%, врачу и пациенту предоставляется информация о наличии данного препарата в прикрепленных к данному МО точках отпуска (аптечных учреждениях). Электронный рецепт вносится в Реестр рецептов ЕМИАС и сохраняется Электронной карте пациента. При обращении пациента в точку отпуска лекарственных препаратов (аптечную организацию), отпуск выписанного препарата регистрируется в учетной системе точки отпуска. Со стороны ПО ЕМИАС при этом производится проверка рецепта по реестру выписанных рецептов и регистрация отпуска рецепта. Фактически отпущенный лекарственный препарат фиксируется в Реестре рецептов ЕМИАС, рецепт приобретает статус «обслужен». При отсутствии лекарственного препарата в аптечном учреждении рецепт ставится на отсроченное обслуживание, в реестре проставляется соответствующий статус, предъявитель рецепта информируется об ожидаемом сроке поступления препарата. Второй способ выписки рецептов — выписка рецептов на типографских бланках — должен применяться в случаях невозможности обеспечить врача доступом к сервисам ЕМИАС. Сведения о рецептах, выписанных на бланках строгой отчетности, появляются в Реестре рецептов ЕМИАС по факту обслуживания рецепта в аптечной организации. Эта информация передается в ЕМИАС программным обеспечением аптечной организации.

Система управления НСИ

  • Нормативно-справочная информация (НСИ).

СКУУ

  • Система консолидированного управленческого учета (СКУУ).

Ситуационный центр ЕМИАС

  • Система мониторинга здравоохранения в Москве.

Компоненты ЕМИАС

  • Система ЕМИАС состоит из следующих компонент:
    • Консолидированные пользовательский интерфейс (КПИ).
    • Центр обработки данных (ЦОД ЕМИАС).
    • Защищенные каналы связи.
    • Специализированные врачебные автоматизированные рабочие места (АРМ врача).
    • Сервер веб-сервисов ЕМИАС.
    • Инфомат.
[Выполняю...]